Средства
обучения
Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком,
а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе
в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога
и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания
и развития.
Типология
средств обучения
Общепринятая современная типология
подразделяет средства обучения на следующие виды:
·
Печатные (учебники
и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
·
Электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.)
·
Аудиовизуальные
(слайды,
слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы
на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
·
Наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
·
Демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
·
Учебные
приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
·
Тренажёры и
спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные
снаряды, мячи и т.п.)
·
Учебная
техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Есть и иной подход к типологии
средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства
обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те
усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для
усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты,
которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Наглядные пособия обычно
классифицируются на три группы:
1. Объемные пособия (модели, коллекции,
приборы, аппараты и т.п.)
2. Печатные пособия (картины, плакаты,
графики, таблицы, учебники и т. п.)
3. Проекционный материал (кинофильмы,
видеофильмы, слайды и т.п.)
Общая
дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым
словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и
элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь
компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают
большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы,
методы.
Наиболее эффективное воздействие на
обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства
обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а
также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и
воспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает
«многосpедность») определяется информационная
технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера
со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа технология
позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной
деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия
средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий
(звука, текста и графики, живого видео).
Принципы
использования средств обучения
·
учет
возрастных и психологических особенностей обучающихся
·
гармоничное
использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для
комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение
ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях
·
учет
дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и
т.д.)
·
сотворчество
педагога и обучающегося
·
приоритет
правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в
современной школе определяется общим
развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов
(графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения
цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно
изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках
Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах
общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение
образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств
обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование
потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.
|