МБОУ «Барская основная общеобразовательная школа»
ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Лекция № 3 Средства обучения и воспитания
План:
1. Средства обучения и их
содержание;
2. Классификация средств;
3. Характеристика методов обучения.
Средства обучения и их содержание:
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и
«орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за
рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают:
материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися
для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение
средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е.
приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник
информации;
б) средства, как инструмент усвоения
учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные
и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия,
дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО
(технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств
выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная
речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности,
учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности
и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в
том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и
дополняют друг друга.
Классификация средств:
Исходные положения, которое являются
основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским.
Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является
тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности
и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования
определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств
обучения.
Содержание образования формируется
на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на
предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается
наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему
данного урока.
2 уровень – учебный предмет.
Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на
предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве
изучения.
3 уровень – весь процесс обучения.
(На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях,
охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество
часов выделенных на каждый из них)
Идеальные средства обучения
|
Материальные средства обучения
|
1 уровень – на уроке:
|
Произведения
искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература),
средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные
программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной
деятельности на уроке.
|
Отдельные
тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися
тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
|
2 уровень – учебный предмет:
|
Системы
условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы
охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления
навыков по данному предмету.
|
Учебники и
учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки
(рекомендации по предмету).
|
3 уровень – весь процесс обучения:
|
Система
обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
|
Кабинеты
для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение
для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
|
Каждый элемент системы средств
обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
|